Село Кано
Старполтавского района Волгоградской области
Главная » 2022»Январь»9 » Почему в Казахстане всё летит к чертям и при чем тут Россия?
1.48.33 PM
Почему в Казахстане всё летит к чертям и при чем тут Россия?
В очередном выпуске передачи «Смысл игры», посвященном событиям в Казахстане, политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян задается вопросом о соотношении между империями и цивилизациями. Он отмечает, что существуют модные концепции, которые потом забываются, но продолжают «действовать». Цивилизационная концепция Тойнби, Данилевского, Шпенглера, подхваченная в итоге Хантингтоном, работает, убежден Кургинян. И это хорошо иллюстрирует происходящее на обломках Советского Союза: цивилизации предъявляют свои границы, вокруг которых разворачиваются конфликты.
Империя — это огромное наднациональное идеократическое государство, говорит Кургинян. СССР был сверхдержавой имперского типа. В его основе была идеология как некий общий «потолок», на котором размещались «люстры», соответствующие народам и народностям. Когда этот «потолок» рухнул, то был явлен не только банальный национализм окраин бывшей империи. Первое, что обнажается при крахе империи, –– цивилизационные швы, то есть естественные границы цивилизаций, подчеркивает Кургинян. Мы видим их проявление и в Казахстане, и в Белоруссии, и на Украине. Политические, юридические границы обнажают свое несоответствие цивилизационным линиям — историко-культурным, сущностным, глубинным, историческим, метаисторическим.
У большинства государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, не было периода собственного длительного исторического существования в качестве государственных образований. При этом национализмы на окраинах империи во многом порождены русской имперской интеллигенцией, считает Кургинян. Это она просвещала, развивала, восхищалась национальными культурами. Россия, в отличие от Великобритании, Франции и других по настоящему империалистических в прошлом государств, развивала окраины. И представление окраин империи об их «самобытности» подпитывалось имперским центром.
Кургинян подчеркивает, что чем больше постсоветские государства отрицают советский период, тем более проблемным становится их существование. За вычетом советского периода очень редко имело место нечто с достаточно мощной корневой системой. А потому обнажаются цивилизации (они представляют собой общности, объединенные религиозным смыслом и религиозно заданной культурой). Так, чем больше Украина проклинает СССР, тем более явным становится для нее самой отсутствие глубинных прав на восточную часть, пояснил он. Та же история с Казахстаном.
По словам Кургиняна, основным фоном всех процессов на постсоветском пространстве является регресс. Он вспоминает, как в Казахстане на высшем уровне предлагалась «юртизация» населения в качестве условия построения казахской нации. Он убежден, что все высокие национальные культурные достижения были нужны только империи.
Лидер движения «Суть времени» уверен, что происходящее в Казахстане –– это цивилизационная катастрофа. Политолог считает, что мы вовлечены в тектонический процесс имперско-цивилизационного перехода, который является колоссальным по энергетике, очень быстрым и неминуемым.
Кургинян перечисляет ряд факторов, которые будут влиять на процессы в Казахстане, а также в России и мире. Так, он считает, что радикальный исламизм будет играть всё большую роль благодаря своей разогретости на фоне всеобщего остывания. По его словам, уход США из Афганистана –– гениальный ход, поскольку Афганистан становится источником хаоса, который распространится во всех направлениях.
Кургинян предостерегает элиту России от недооценки того, насколько Турция серьезна в своем намерении строить Великий Туран. Он отмечает, что если такое намерение реально, то это грозит стремительными цивилизационными процессами в Казахстане, Средней Азии и России.
По мнению Кургиняна, возможности стабилизировать обстановку в Казахстане будут определяться не присутствием там сил ОДКБ, а тем, обладает ли казахстанский лидер собственным политическим бытием и сможет ли он его проявить, как это сделал в Белоруссии Лукашенко. При этом, поясняет политолог, дело не в решимости осуществлять репрессии, а в способности вести диалог и в наличии реальной базы поддержки.
Мир на протяжении ближайшего года будет становиться все более беспокойным, полагает Кургинян. А потому – в том числе при работе в Казахстане – надо помнить великую фразу Джона Донна: «И никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе».
0:00:00 – интро
0:00:14 – забытая концепция продолжает работать
0:07:19 – крах СССР обнажил цивилизационные швы
0:13:55 – откуда взялась самобытность бывших республик СССР, или Роковая роль русской интеллигенции
0:17:45 – в чем сходство ситуаций в Казахстане и на Украине?
0:26:41 – постсоветские государства сползают в XIX век
0:37:47 – куда направлены тектонические процессы?
0:42:55 – гениальный ход новой стратегии США
0:49:26 – можно ли дружить с Турцией?
0:56:24 – Лукашенко показал свое политическое бытие. Что будет в Казахстане?
1:10:28 – не спрашивай, по ком звонит колокол